Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Гончарное производство
Гончарное производство – изготовление керамической посуды различных форм, декоративной отделки и функционального назначения, наряду с другими видами народных художественных промыслов,  играло важную роль в экономике Дагестана.

Гончарное производство

Гончарное производство – изготовление керамической посуды различных форм, декоративной отделки и функционального назначения, наряду с другими видами народных художественных промыслов,  играло важную роль в экономике Дагестана. До появления посуды из фарфора и фаянса оно удовлетворяло не только нужды в бытовой посуде всех слоев дагестанского общества, но и служило одним из источников получения дохода – в значительном количестве  гончарная посуда вывозилась для сбыта за пределы Дагестана.

Керамические сосуды играли важную роль в свадебной обрядности, в декоративном убранстве жилища, в духовной жизни населения. Навыки гончарного дела передавались по наследству, приобщая при этом подрастающее поколение к труду.

Процесс изготовления керамических изделий включал в себя  несколько операций: а) подготовку глины; б) формовку или лепку сосудов и их внешнюю отделку; в) сушку; г) обжиг.

Различные сорта горшечной глины, имеющиеся в Дагестане почти повсеместно, использовались еще в древности, подготовка ее не представляла особого труда. Гончары заготавливали сырье заблаговременно для вымораживания и вылеживания, т.е. выдерживая условия, необходимые в практике гончарного производства.

Судя по этнографическим данным, глина добывалась в определенных местах – специальных глинищах, отвечающих требованиям производства. Затем глину месили ногами на специальных площадках или прямо на полу, поливая ее водой. Непосредственно перед употреблением глину тщательно отмучивали. После подготовки глины шел процесс лепки сосудов. Вся древняя керамика Дагестана изготовлена вручную, без помощи гончарного круга. Дагестанские гончары для формовки сосудов ручной гончарный круг стали использовать еще с эпохи средневековья и вплоть до современности.

Гончарное дело Дагестана, имеющее многовековые традиции, ныне бытует лишь в с. Балхар Акушинского района и с. Сулевкент Хасавюртовского района (до 1944 г. это селение находилось в Дахадаевском районе, в 15 км., юго-восточнее с. Кубачи). Причем, сулевкентский гончарный промысел утратил былые высокоразвитые традиции изготовления глазурованной монохромной посуды. Значительно упало и качество неполивной посуды бытового назначения с красной ангобной росписью.

Современный уклад жизни, наличие уже фабрично-заводской высококачественной фарфоровой и металлической посуды способствовали упадку спроса на гончарную посуду и вытеснели ее из быта населения.

Посуда, изготовляемая балхарскими и сулевкентскими мастерами, используется лишь для декоративных целей в убранстве жилых помещений, офисов, кабинетов и т.д. Давно (вероятно, с середины  XIX в.) прекратилось изготовление испикской керамики – блюд высокохудожественной отделки с мраморовидной полихромной растекающейся глазурью. Точное место их изготовления не установлено. Неясными остаются и причины прекращения ее производства.

Производство разнообразных керамических сосудов в Балхаре является традиционным женским занятием. Современное гончарное дело балхарских мастериц, несмотря на некоторую архаичность форм посуды и всего производственного процесса в целом, характеризуется яркой и неповторимой самобытностью, удивительной выверенностью форм  сосудов и присущей только для этого производства орнаментацией, выполняемой белой ангобной росписью. Изделия балхарских мастериц настолько самобытны и своеобразны, что их невозможно спутать ни с какими изделиями других центров гончарного дела нашей страны.

В балхарской керамической  скульптуре малых форм воспроизведены образы различных животных и птиц, связанные в своей исходной форме с мифологическими представлениями и фольклором. В последние годы в балхарской керамической скульптуре воспроизводятся антропоморфные образы, бытовые и жанровые сцены.

Лепится посуда на ручном гончарном круге «жолла» простейшей конструкции. Роспись наносится от руки кистью. Обжиг производится в гончарных печах «чара» тоже простейшей двухъярусной конструкции: в нижнем отделении находится топка, а над ней – обжигательная камера. Топливом при этом служит кизяк.

Сохранение существующего ныне дагестанского гончарного дела важно, так как нигде в другом месте не изготовляется посуда балхарского типа. Кроме того, современное дагестанское гончарное дело является составной частью культурного наследия дагестанских народов.  В гончарном деле дагестанских народов проявляются определенные черты этнического своеобразия. Немало общих черт  не только в производственном процессе, но и в формах изготовляемых сосудов. Гончарная посуда, изготовляемая в с. Балхар, а также скульптура малых форм имеет ярко выраженное этнолокальное своеобразие, проявляющееся в характере декоративной отделки сосудов, в особенности в ангобной орнаментальной росписи, а также в самих орнаментальных композициях.

Балхарская керамика является одним из отличительных этнодифференцирующих элементов материальной культуры лакского народа.