Праздник весны «День поливного канала»

Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Праздник весны «День поливного канала»
Вода – источник жизни на земле. Все народы мира к воде относятся со святостью и уважением. Реки, озера, родники и другие источники становятся часто местом ритуальных или трудовых обрядов. 

Праздник весны «День поливного канала»

Вода – источник жизни на земле. Все народы мира к воде относятся со святостью и уважением. Реки, озера, родники и другие источники становятся часто местом ритуальных или трудовых обрядов. В мировой обрядовой практике немало праздников, в той или иной степени посвященных водной тематике. Такие праздники есть и у дагестанских народов.

В с. Чирката Гумбетовского района ежегодно проходит праздник весны «День поливного канала».  Этот праздник для жителей села один из самых главных, потому что для большинства из них сады являются основным источником дохода.

Вода в чиркатинские сады по каналам  приходит из реки Андийского койсу и речушки Харибка, которые протекают  у села. В период дождей каналы местами разрушаются селевыми потоками, в них оседают песок и гравий, и к концу поливного сезона они почти непригодны. Поэтому в начале весны все жители села выходят на субботник по расчистке канала.

 Этот день, праздник весны, в селе является настоящим событием, свое существование он берет со дня возделывания чикатинцами садов.

Он не имеет религиозного или языческого происхождения. В этот день, ранним утром, мужчины выходят к магистральному поливному каналу протяженностью в 2 км. и начинают расчищать его для беспрепятственного протекания воды к садам. Считается, что от каждого дома  для очистки канала должен принять  участие хотя бы один представитель мужского пола.  Каждому отмеряется отрезок канала и таким образом в итоге доходят до водозабора. Работают и в одиночку, и семьями, и школьными классами. Даже пожилые сельчане стараются принять участие в празднике труда и не отстать от молодых.

В селе известны различные поверья, связанные с этим обрядовым праздником. К примеру, учитель истории чиркатинской школы Ибрагим Ибрагимов рассказывает, что летом, во время жары, маленькие речки пересыхали, и не хватало  воды для напора в канал, и тогда очередность полива сада устанавливалась путем жеребьевки.

Сам процесс жеребьевки был очень интересным. От каждого хозяйства участвовал один представитель. Жеребьевщики с вечера собирались на условленном месте и всю ночь проводили за разговорами, сказками, играми, таким образом, занимая свой досуг. На рассвете жребии складывали в одну папаху. Каждое хозяйство имело свой жребий. Его готовили следующим образом: брали самую крупную абрикосовую косточку, сверлили ее и вынимали ядрышко, а пустую изнутри абрикосовую скорлупку помечали каким-нибудь знаком или обвязывали нитками так, чтобы сразу можно было отличить свой жребий. Один из мужчин должен был опустить руку в папаху, вынуть чью-нибудь косточку и крикнуть: «Чей это жребий?» И так, пока в папахе не будет пусто. Так устанавливалась очередность полива.

Большим подспорьем для полива садов были также дожди. Существовали различные обряды и ритуалы вызывания дождя. Например, чиркатинцы считали, что обращение к Всевышнему о ниспослании дождя доходило быстрее, если телят или ягнят отделяли от коров и овец, а маленьких детей – от матерей. Держать их надо на расстоянии, но так, чтобы они видели друг друга. Под блеянье молодняка и детский плач люди просили Всевышнего. Как говорят сами чиркатинцы, ритуал оказывался очень действенным.

В другом обряде вызова дождя участвовали дети 8 – 10 лет. Они покрывали голову шапками из связанных пучков травы и ходили, читая молитвы и прося Всевышнего, послать им дождь. В каждом доме детям раздавали орехи, сладкие косточки и сахар, старались  обливать их водой.

По традиции в день праздника чиркатинцы и сегодня варят кашу из злаков  –  «мугь». Кукурузу, фасоль, сушеное мясо и домашнюю колбасу, даже дрова и хворост для костра  чиркатинцы приносят из дома. Рано утром женщины-кашевары закладывают все продукты в большие котлы и разжигают под ними огонь. К обеду, когда основные работы завершаются, с пением молитв женщины несут вместе с детьми на больших подносах кашу к месту сбора всех участников праздника.

Объединяющим началом обряда становится не только коллективный труд и общая трапеза, но и общее веселье, где звучат  песни, играет музыка, проводятся спортивные состязаниям.

 


Галерея