Обряд «Выбор жениха»
В Ахвахском районе в целях реализации Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, полученного в марте 2014 года, восстановили старинный обряд «Выбор жениха».
Во многих селах Дагестана по сей день сохранились уникальные обрядовые праздники, которые являются этнокультурным богатством республики. Среди них трудовые, семейно-бытовые и др. Республиканский Дом народного творчества Министерства культуры РД проводит большую работу по сохранению и популяризации обрядов. С 2013 года эта деятельность ведется совместно с Центрами традиционной культуры народов России, которые по инициативе Главы РД Рамазана Абдулатипова в рамках приоритетного проекта «Человеческий капитал» открыты во всех муниципальных образованиях республики.
Обычаи и обряды традиционной культуры, жанры современного народного творчества берегут и чтут в Ахвахском районе. Так, 22 января 2015 года в с. Тадмагитль самодеятельные артисты фольклорного коллектива «Ахвах» представили старинный обряд «Выбор жениха»: девушке предоставляется возможность выбрать понравившегося из потенциальных женихов. Особенностью такого обряда является то, что выбор жениха невестой проходил публично с согласия девушки после какой-либо сельской свадьбы или традиционных развлекательно-трудовых посиделок – «гвая». Великий поэт Расул Гамзатов в молодости, пленившись этим романтичным обрядом, описал его в нескольких произведениях: в поэме «Аттестат любви» и стихотворении «В Ахвахе». Участники представления – самодеятельные артисты – во время обрядового представления цитировали великого поэта.
Чтоб сердце билось учащенно,
Давай отправимся в Ахвах,
Узнаем, молоды ль еще мы
Иль отгуляли в женихах?
Тряхнем-ка юностью в Ахвахе
И вновь, как там заведено,
Свои забросим мы папахи
К одной из девушек в окно...
К сожалению, сегодня этот красочный старинный обряд канул в прошлое. По словам старожила Махмуда Бекиева, обряд «Выбор жениха» у ахвахцев появился в XVI- XVII веках и проводился вплоть до 30 – 40-х гг. XX века. «Потом началась Великая Отечественная война, и большинство молодых ребят, защищая свою Родину, не вернулись с полей сражений… У девушек уже не было возможности выбора, и с тех пор этот обычай перестали проводить…» – заметил М. Бекиев.
«В старину было много разных обычаев. Один из них – закидывать шапки в окно девушки на выданье. Девушка выбрасывала все шапки, кроме шапки того парня, который понравился… Еще был такой обычай, как «гвай». После сбора урожая, к примеру, кукурузы, фасоли молодежь собиралась по договоренности в каком-либо доме. Парень мог очистить початок кукурузы и передать его понравившейся девушке. Она же должна была початок переломить… Между тем, молодежь беседовала, шутила у очага, девушки могли вязать, прясть и т.д. Так молодые люди на посиделках присматривали себе будущего спутника жизни, но парень все-таки не подавал виду, какая девушка ему нравится. После того, как невеста выбрала жениха, слух об этом распространялся на все село…» – рассказывает жительница села Патимат Гайдарбегова.
Участники ансамбля «Ахвах» предложили свою современную интерпретацию обряда. Итак, с раннего утра девушки спускаются к роднику за водой. По дороге они общаются, обмениваются новостями. В это время молодые мужчины в национальных костюмах собираются на годекане, где ведутся не только беседы, но и звучат песни. По селу распространяется весть о том, что у одной из девушек в этот день проводят «гвай» – сельские посиделки. Где же, как не здесь, или у родника, девушки могут пообщаться с юношами? Девушки приходят на посиделки в красивых национальных платьях. Они поют, шутят, рушат кукурузу, делают пряжу из шерсти, разгадывают загадки, рассказывают различные истории и танцуют. В камине варятся национальные блюда ахвахцев: «гъоди» – каша из кукурузы с добавлением фасоли, черных бобов, брынзы; картошка, тыква.
Направляясь на посиделки, ахвахские парни поют, играют на музыкальных инструментах, спорят и шутят, к кому же благосклонна их избранница?.. Подойдя к дому, потенциальные женихи снимают с головы шапки и папахи, поочередно бросают их в окно, а девушки ловят их. Папаху понравившегося парня девушка оставляет у себя, а остальные – бросает обратно.
Друзья подходят к счастливчику и поздравляют его с тем, что именно он удостоился внимания девушки. На радостях, джигит, чью папаху не кинули обратно, сначала играет для возлюбленной на зурне лирическую мелодию, затем лезет по стене, через окно, попадая в комнату, где собрались девушки, и демонстрирует удаль и ловкость горца. Остальные уже входят через дверь.
В финале действа собираются родственники, друзья и соседи. Мать девушки угощает всех собравшихся национальными блюдами. После трапезы веселье продолжается. Звучит музыка, песни, все танцуют в общем кругу…
В результате родители жениха, как правило, уже не медлили с помолвкой. Свадьбы традиционно играли поздней осенью, после сбора урожая и завершения всех полевых работ.