Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Келебский свадебный обряд

Во все времена считалось, что соблюдение ритуалов – одно из главных составляющих дагестанской свадьбы. В настоящее время многие старинные свадебные традиции проведения утрачены, но за редким исключением  обычаи бракосочетания еще можно встретить, особенно в селах. 

Келебский свадебный обряд

Во все времена считалось, что соблюдение ритуалов – одно из главных составляющих дагестанской свадьбы. В настоящее время многие старинные свадебные традиции проведения утрачены, но за редким исключением  обычаи бракосочетания еще можно встретить, особенно в селах.

Келебское общество объединяет 7 сел в Шамильском районе, исторически связанных общей судьбой: Хонох, Сомода, Ругельда, Мусрух, Хиндах, Урчух, Руктах. Келебская свадьба представляет собой уникальный комплекс свадебных обрядовых действий и ритуалов, главная цель которого не только сохранение этнокультурных традиций, но и залог прочных семейных отношений.

У келебцев все значительные события принято встречать вместе. Келебский же свадебный обряд несколько отличается от свадебных обрядов аварцев. К родителям невесты посылались сваты из числа наиболее авторитетных людей села. Если же брак внутритухумный, то в качестве свата шел и сам отец жениха. С первого раза сваты согласия не получали. Ходили обычно несколько раз. Отец невесты объяснял это тем, что он должен согласовать вопрос со старейшими тухума. Дать согласие сразу было неприлично. Считалось, что родители хотят отвязаться от дочери, выдав замуж первому сватающему. Через некоторое время отец жениха устраивал официальную помолвку, приглашал близких родственников и родню невесты. На этой помолвке подтверждалось согласие родителей невесты на свадьбу. По этому случаю резали барана, готовили бузу (напиток из проросшей пшеницы).

После официального согласия на брак родственницы со стороны жениха с подарками (одеждой, украшениями, продуктами) отправлялись  в дом невесты. Невесту старались отправить в соседнее село или к кому-либо из близких родственников, чтобы она не участвовала в свадебных хлопотах, от нее даже прятали подарки  родственников жениха.

За месяц до свадьбы родные, друзья, жители соседних сел Келебского общества поочередно приглашали жениха к себе, устраивали праздник, веселились. Жениха везде сопровождал «гьудул» (с аварск. «друг»). На улицах их подстерегали парни и обливали водой. Гьудул обязан был угощать их конфетами, а раньше – жареной пшеницей. Невесту не принято было приглашать. От нее скрывали день свадьбы.

За неделю до свадьбы отец жениха приглашал в свой дом близких родственников. Они отправлялись в келебские села и от имени отца жениха  приглашали жителей на свадьбу. Гонцов называли «цIелдохзаби».

Всем приглашенным цIелдохзаби завязывали вокруг шеи «губуркъай», а на рукава  ситец или другую материю. С музыкой, песнями, факелами гости шли в село. Таким же образом их встречало население села, где играли свадьбу. Особенно старались мальчишки, разжигая костры и размахивая горящими факелами. После приветствий в честь гостей устраивали танцы до позднего вечера. ЦIелдохзаби заранее заботились о ночлеге гостей.

На Келебской свадьбе есть почетная должность помощников. Эта роль, как правило, достается расторопным друзьям и родственникам. У «эхетаби» (так называют келебцы помощников)  большая и ответственная миссия. Считается, что качество проведения свадьбы зависит от них. Женщины-помощницы обслуживают только женскую половину гостей, а мужчины – только мужскую.

В тот же вечер заключали «магьари». Жених, гьудул жениха, отцы невесты и жениха приглашались в отдельный дом. Жених и отец невесты брались за руки. Дибир читал молитву. За дибиром повторяли согласие и условия (обычно цена магьари равнялась 5 меркам пшеницы, которую впоследствии муж обязан давать своей жене) сначала отец невесты, после  –жених. Во время этой церемонии в дом, где она происходила, никого не впускали  и даже охраняли, чтобы никто не подслушал. Невеста находилась в доме старшей замужней сестры, либо самой приближенной замужней женщины.

На следующий день, утром, все односельчане и гости шли к молодоженам поздравить их и поздороваться с женихом. Невеста в окружении своих родственниц обычно сидела в углу, укрыв лицо. Всем пришедшим раздавали фрукты, конфеты, сахар, жареную пшеницу.

Отец жениха приглашал к столу в это утро к себе на «ГIаш» всех односельчан и приглашенных. В разгар застолья парчахI и вазир посылали эхетаби за женихом и невестой пригласить их к общему гIашу. Их сначала шутливо не впускали в дом. После словесной перепалки, через некоторое время их впускали в дом и усаживали за стол. Потом жених и невеста и все, кто был вместе с ними, трогались в путь к главному гIашу. Впереди шли музыканты: зурначи, барабанщик, бубенщик. За ними шли два эхетана, посадив на свои плечи жениха. Всю дорогу их кормили жареной пшеницей, будто коней. Их же называли «губи» – кони. Они должны были временами имитировать ржание коней. Всю дорогу звучала музыка и песни.

К тому времени на их пути в наиболее узком месте, недалеко от гIаша, строили баррикаду. Встречали их здесь все во главе с парчахIом и вазиром. Свита жениха и невесты пыталась штурмом перейти баррикаду, но им этого не удавалось. ПарчахI и вазир спрашивали их, кто они, откуда, чего хотят?.. Им отвечали, что они узнали похищенных своих дочку и сына, но прежде им надо показать, что будет дано (подразумевалось показать или публично назвать все то, что хотели дать родители молодоженам). Начинали снова штурмовать баррикаду, имитировали бой. Наконец, к этому месту приводили отца и мать жениха. Они конкретно называли то, что собираются дать новой семье. После чего баррикаду разбирали, жениха приводили к гIашу и усаживали на почетное место около парчахIа и вазира. Перед ними ставили «бертадул тIутI» – широкую посуду, в которой были вареная голова бычка, сушеный сыр, раскрашенные яйца, испеченные куколки из муки и т.д.

Через некоторое время все желающие женщины делали подарки невесте тут же, на женском гIаше. В тот же день из женского застолья эхетаби шли к родителям невесты за приданым.

После утреннего гIаша о его закрытии публично объявлял парчахI. Далее с музыкой и песнями все отправлялись к месту танцев. Пока жених и гости  танцевали эхетаби садились  за праздничный стол. В отсутствии эхетаби за порядком следили их доверенные. Через некоторое время к танцам присоединялись эхетаби с невестой.

На танец приглашались жених и невеста. Сначала танцевала пара – гIудул жениха и гIудул невесты, затем сам жених с невестой. Во время танца молодоженов в середину круга мужчины бросали шапки, а женщины – платки. Вместе с женихом и невестой танцевали их родственницы, образуя круг наподобие «хайбара»  – оберега. Тем самым, по смыслу танца молодоженов оберегали от дурного глаза, неприятностей и т.д.

После танца невесты и жениха невесту приглашали на танец все желающие мужчины, которые хотели поздравить ее, дать деньги. Деньги собирала гIудул невесты и после танцев возвращала ей.

Никакая свадьба не проходила без своеобразного акробатического мужского коллективного танца «Сапа». Все мужчины в одну цепочку во главе с ведущим по кругу исполняли танец под мелодию «нухлулаб», размахивая папахами. Затем всех танцующих делили на две команды, и они исполняли различные танцы.

Одна команда пританцовывала под музыку на месте, стоя в один ряд. Другая команда, также выстроенная в линию, танцуя, приближалась к ней. Продвигаясь в одну цепочку, поочередно, спереди они придерживали стоящих за плечи и трясли.

Участники одной команды пританцовывали на месте, стоя в один ряд. Другая же команда, танцуя, обходила участников, ударяя  по щеке. Потом команды менялись ролями.

 Одна команда стояла на месте, расставив ноги на ширине плеч. Другая команда должна была ползком пролезть между ног. Потом команды менялись ролями.

Участники одной команды стояли на месте, а  другой команды, танцуя, приближались к ней и поочередно сзади, держа руками соперника за плечи, толкали коленом в спину. И наоборот.

Одна команда стояла на месте. Другая команда, танцуя, приближалась к ней и поочередно, обходя каждого, щелкала раз по носу.

Участники одной команды стояли на месте. Другие же, обходя их, прикрывали руками глаза соперника и имитировали, будто срывают их.

Далее сходились обе команды. Танцуя, ведущий обхватывал руками свои колени, принимая устойчивое положение. Следующий, стоящий за ним, спрыгивал с него и становился уже впереди, в той же позе. Если в момент прыжка с нагнувшегося участника падала папаха, то прыгавшего после игры наказывали.

Снова команды расходились. А далее из первой команды выделяли 4 человека по договоренности. Они становились в противоположные четыре стороны, облокотившись спиной, и принимали при этом устойчивое положение. Участники второй команды поочередно должны были прыгать, отталкиваясь от тех, сделав сальто. И дальше игроки менялись. Папаха не должна была падать с головы. Снова команды сходились и, танцуя, создавали круг. Потом приносили крапиву и давали ведущему. Одной рукой он держал крапиву, а другой, между ног, передавал другому. Тот одной рукой держал его руку, другой передавал следующему. Получалась цепочка. Теперь ведущий пробегал в одну сторону, стараясь хлестать участников крапивой. Они пробегали в другую сторону. Ведущий тут же менял направление. При всем этом руки не разжимали, а  выпустившего наказывали. Потом все сходились в  круг. Сходились пары для танцев из противоположных команд. Под музыку пары выполняли по два танца «хехаб» и «голаб». На этом танец сапа и заканчивался.

Третий день свадьбы был специально для «эхетаби» – помощников. В этот день собирались родные и близкие жениха и невесты. Они и выполняли роль «эхетаби». Для них накрывали столы, танцы и веселье продолжались до вечера. Этим и заканчивалась свадьба.

Сразу после проводов приглашенных гостей невеста шла в дом мужа и с тех пор являлась уже полноправным членом семьи.