Народный праздник «На мельнице» в с. Коло Хунзахского района

Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Народный праздник «На мельнице» в с. Коло Хунзахского района

Обрядовый праздник – «Гъабихъ» («У мельницы») существует с незапамятных времён у многих народов Дагестана. В селе Коло Хунзахского района Дагестана традиция помола кукурузы с давних пор имеет самобытный ритуал.

Народный праздник «На мельнице» в с. Коло Хунзахского района

Обрядовый праздник – «Гъабихъ» («У мельницы») существует с незапамятных времён у многих народов Дагестана. В селе Коло Хунзахского района Дагестана традиция помола кукурузы с давних пор имеет самобытный ритуал. Обряд перемалывания урожая зерновых для аула – значимое событие, в котором участвует практически всё село. В селе сохранилась действующая водяная мельница, благодаря которой жители могут получать вкусную и экологически чистую кукурузную муку и толокно. Мука в жерновах водяной мельницы сохраняет все целебные и вкусовые свойства, её не сравнить ни с какой другой.

У лакцев «кIара», у даргинцев «каре», у аварцев же «кор», сходные названия и у других дагестанских народов, – всё это обозначения глиняной печи, где наверху жарят кукурузу и зерно, а внутри, на раскаленных стенках, пекут хлеб. Такие печи, только меньших размеров, были в каждом хозяйстве. Есть и большие общественные, как правило, на всё село обычно одна или две таких печи.

День помола выбирали заранее, потому что это нелёгкое дело, и чем больше рук будет задействовано, тем легче и веселее можно справиться с работой. Женщины в назначенное время собираются под навесом у печи. Навес – очень нужное и ценное сооружение, особенно в горах, где погода непредсказуема: он защищает от палящего солнца, внезапного дождя и ветра.

От обжарки кукурузы зависит вкус муки и, следовательно, блюд, приготовленных из неё. Молодые девушки приходят на такие сборы, чтобы поучиться у взрослых. Пока наверху жарится кукуруза, внизу уже печётся хлеб. Всё время, пока кипит работа, на «коре» шумно и весело, кто-то рассказывает интересные истории из своей жизни, кто-то прогоняет скуку народными песнями и шутками.

После обжарки кукуруза должна остыть, затем её засыпают в мешки и на ослах везут на мельницу. Водяной мельнице села Коло 200 лет и невозможно сказать, сколько кукурузы, ячменя, пшеницы, бобовых перемолола она.

Дальше основные тяготы обряда ложатся на плечи мельника, которому не привыкать к тяжёлым мешкам. К примеру, действующий мельник Газимагомед Газимагомедов на этой мельнице работает 20 лет. До этого тут работал его прадед, потом отец, потом дядя, после которого эта почётная миссия перешла к Газимагомеду. Вполне законно считать его потомственным мельником.

Обрядовый трудовой праздник «Гъабихъ» демонстрирует все навыки и мастерство мельника, отработанное веками. Вот он умелыми руками приводит в движение мельницу – переставляет регулятор-затор – и сельская речушка, которая в то время, пока бездействовала мельница, играла роль водопада, меняет своё направление и приводит в движение каменные жернова. Мельник один за другим поднимает мешки с кукурузой, засыпает их в жёлоб, и через время уже можно почувствовать аромат свежей кукурузной муки.

Неделями жители Коло ожидали своей очереди на мельнице. И, конечно же, не проводили это время без дела, особенно, кто приезжал из соседних сёл. Так рождались песни, шутки, игры, трудовые состязания, радостное веселье, которое объединяло людей.

Сегодня тоже бывают дни, когда на мельнице яблоку негде упасть, случается это в основном зимой. Приезжают из Харахи, Хунзаха, Орота и других сёл. Немало людей, которые мелют муку только на водяной мельнице и неудивительно, ведь хинкал из такой муки получается вкуснее.

Превращение зёрен в муку – процесс небыстрый. Чтобы не терять времени впустую, женщины тут же вяжут носки, изготавливают шерстяные нитки, верёвки из конопли. А вот и девушки вернулись из садов с полными корзинами абрикосов. С песнями все дружно начали раскрывать плоды для сушки. Всё завершается накрытыми столами, где демонстрируются самые лучшие рецепты народной кухни.

Для чего возрождаются эти и многие другие обряды?.. Прежде всего, чтобы молодёжь не забывала свои корни, историю и культуру, соблюдала и сохраняла обрядовые праздники, вызванные к жизни силой духа их далёких предков.


Галерея