12 октября в РДНТ прошел мастер - класс по балхарскому гончарному промыслу.

Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



12 октября в РДНТ прошел мастер - класс по балхарскому гончарному промыслу.
12 октября 2018
Республиканский Дом народного творчества Министерства культуры РД совместно с Республиканским учебно-методическим центром МК РД продолжает серию мастер-классов и семинаров для специалистов муниципальных культурно-досуговых учреждений культуры. Учебно-методическая деятельность охватывает все направления современного народного творчества от средств и приемов визуализации до народных промыслов и ремесел.
12 октября в РДНТ прошел мастер - класс по балхарскому гончарному промыслу для мастеров муниципальных культурно-досуговых учреждений, центров традиционной культуры Дахадаевского, Новолакского, Ботлихского, Чародинского, Казбековского, Карабудахкентского, Хивского, Гумбетовского, Каякентского, Хасавюртовского, Кумторкалинского районов, Бежтинского участка, Махачкалы, студентов Махачкалинского техникума дизайна, учащихся и преподавателей школ искусств. Около 100 слушателей, среди которых были и признанные мастера, и те, кто только постигает азы народных прикладных искусств, с интересом наблюдали за работой потомственных балхарских гочаров Абакара Газимагомедова и Земфиры Мусаевой.
«Балхар единственное село в Дагестане, где традиционный промысел сохранился по сегодняшний день и не прерывался в течение многих веков», - отметила искусствовед, специалист РДНТ Татьяна Петенина. Она также рассказала об интересных фактах бытования и локализации в прошлом этого самого древнего вида народного ремесла в регионе. В частности, искусными гончарами славились села Кахуль Ахтынского, Джули Табасаранского, Сулевкент Дахадаевского, Эндерей Хасавюртовского, Испик Сулейман-Стальского, Кала Дербентского, Бацада Гунибского районов, некоторые рутульские села.
Уникальность балхарского ремесла не только в том, что оно сохранился до наших дней в первозданном виде и технике, но и в специфическом разделении труда. Как отметил мастер по балхарской керамике Абакар Магомедов, гончарный промысел очень трудоемкий и тяжелый процесс, поэтому во всем мире им занимаются мужчины. Но, учитывая, что сбывать продукцию надо было не только в Дагестане, но и за его пределами, в Балхаре произошло своеобразное разделение труда: женщины лепили, расписывали, обжигали, а мужчины реализовывали.

Глина, вода, огонь и гончарный круг как символ вечности… В этом ремесле соединились все стихии Земли. Оно привлекает сегодня многих не только в узко-бытовом, утилитарном значении, но как объект декора, дизайнерских решений. Присутствие на мастер-классе молодых мастеров, которых было большинство, их живой интерес к происходящему и очередь к гончарному кругу говорили о преемственности поколений в передаче исконных традиций, навыков и умений.
Реализация мастер-классы по всем народным промыслам и ремеслам Дагестана с участием как известных, так и молодых мастеров, студентов и учащихся – это долгосрочный проект, рассчитанный на многие годы.

Галерея