Аварский свадебный обряд в Хунзахском районе

Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Аварский свадебный обряд в Хунзахском районе
18 июля 2019

17 июля в с. Хунзах Центром традиционной культуры Хунзахского района при содействии Республиканского Дома народного творчества был реконструирован один из ритуалов старинной аварской свадьбы – приход невесты в дом жениха. Главная цель проекта – сохранение народных традиций и обрядов. Проект реализуется в рамках регионального Закона Об объектах нематериального культурного наследия в Республике Дагестан,.

У каждого народа свои особенности проведения того или иного обрядового праздника. Выражение «сыграть свадьбу» - не случайно. Свадебный обряд - это спектакль, полный тайного смысла, систематически повторяемый, и лучше всего он иллюстрирует содержание народного сознания. В традиционных свадьбах гармонично сочеталось старое с новым, религиозное с народным, а печаль с весельем. В настоящее время, когда преемственность поколений в передаче культурного опыта теряется, и обрядовость важных моментов в человеческой жизни нивелируется, общество все чаще обращается к старинным свадебным традициям, надеясь на долгую счастливую семейную жизнь. Поэтому данный проект имеет и практическую направленность, так как реконструкцию обряда можно использовать при изучении обычаев и традиций, а также при подготовке к современному бракосочетанию.

Старинный свадебный обряд в Хунзахе провели работники учреждения культуры в историко-краеведческого музее, который разместился в особняке рода Чупановых, построенном в 18 веке. В реконструкции обряда приняли участие артисты-любители муниципального центра традиционной культуры. Зрителями стали жители села, а также туристы.

Обряду издревле предшествовала большая предсвадебная подготовка. За две недели до торжества невеста покидала дом родителей и находилась в гостях у подруги (желательно родственницы), жених тоже уходил к другу. В домах молодых в это время определялась гастрономическая команда для свадьбы, в состав которой входили взрослые опытные в кулинарии женщины. Они готовили традиционные блюда: хлеб из пшеничной и кукурузной муки, мясо, разные виды хинкала, урбеч и др. Мужчины резали баранов, разделывали мясо. Еду готовили на кострах в больших казанах. За день до начала свадебного торжества представители невесты приносили в дом жениха приданое. Это действие означало начало свадьбы, которая в прошлом проводилась несколько дней.

Реконструкция обряда охватила наиболее важные фрагменты старинной хунзахской свадьбы: назначение тамады – гудула, встреча представителей жениха и невесты на торжестве, приветствия участников с обеих сторон. Особое место в старинной свадебной церемонии играл шутливый персонаж со стороны невесты (хунзахцы называют его иронично «хама», в пер. с аварского – осел). Кульминацией свадебного торжества был веселый обряд, во время которого друзья и родственники с обеих сторон по очереди восхваляли качества жениха и невесты. Ожидаемым и зрелищным было «открывание» родственниками жениха лица невесты (как известно, оно всю свадьбу скрыто белым платком) и танец молодоженов.

Украшением реконструированного обряда старинной свадьбы стало участие в них исполнителей народных песен Айшат Тажутдиновой и Чарана Султанбегова. В старинных аварских песнях молодым желают пронести свою любовь через все испытания, долгой и счастливой жизни, большого потомства и т. д. И, конечно же, какая свадьба обходится без праздничного застолья, на которое были приглашены все гости, включая жителей и туристов.


Галерея