Вызов дождя в Табасаранском районе

Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Вызов дождя в Табасаранском районе

Вспомнить нашу историю, народные традиции, пусть в своеобразной игре, всегда интересно и поучительно. Старинный обряд реконструировали в центре традиционной культуры Табасаранского района.

Вспомнить нашу историю, народные традиции, пусть в своеобразной игре, всегда интересно и поучительно. Старинный обряд реконструировали в центре традиционной культуры Табасаранского района. Табасаранцы - один из коренных народов Дагестана, проживающий на юго-востоке республики. Говорят они на табасаранском языке нахско-дагестанской группы Северо-Кавказской семьи языков. Табасаранский язык занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира. Основные занятия - земледелие и скотоводство. Важная традиционная отрасль хозяйства - производство ковров, развита также резьба по дереву и камню.
Все подвластно человеку: даже вымолить у природы погоду. Вера во Всевышнего, упорство духа и нелегкий труд – основа благополучной жизни. В этом были уверены наши предки. И вера у них шла от сердца, и труд был самоотверженным. А работы в селе всегда было непочатый край. Традиционно в селах, особенно высокогорных, жили натуральным хозяйством, т.е. все необходимые продукты выращивали сами.
Занимаясь земледелием, животноводством, ремеслами, человек сам себя обеспечивал, своим трудом и умением. Но в летние месяцы наступала угроза засухи и невозможности прокормить семью. Тогда и возник древний ритуал: обряд вызова дождя, когда сельчане могли обратиться к Всевышнему с просьбой смилостивиться над ними. У людей появлялась надежда, что Бог воспримет эту просьбу и пошлет дождь.
Роль главного героя – ряженого Гудила - исполнил директор Дома культуры с. Кюряг Ризван Гаджикеримов, которого, как и положено, нарядили в костюм из пучков травы так, чтобы не было видно лица. Сопровождаемый процессией, состоявшей из детей, подростков, ряженый отправился по дворам села, напевая со всеми ритуальную песню. Вышел Гудил на годекан и просит:
«О Аллах, вся земля высохла! Пошли нам дождь.
Мы твои рабы, всегда довольные тобой. Пошли нам дождь
Нет бога, кроме тебя!»
Процессию сопровождали исполнители на народных музыкальных инструментах: гармони, свирели, бубне, барабане. По традиции хозяйки дворов обливали ряженого водой, а сопровождавших его лиц одаривали яйцами, орехами, фруктами, сладостями, хлебом и другими продуктами. Хозяева охотно принимали участников обряда, считая, что их действия вызовут дождь. Обойдя все дворы, участники раздавали собранные продукты всем, кто встретится на пути. Считалось, что Бог услышит мольбу людей быстрей, если «садака» - милостыню получат как можно больше людей.
Житель с. Гуми, бывший учитель истории, пенсионер Багаутдин Курбанов называет себя человеком 19 века, не потому что не признает современность и ее технические возможности, а потому что до сих пор чтит память о прошлом: традициях, обычаях, бытовавших в его юности. Работать он привык по старинке, косит вручную дедовской косой и возит сено на запряженных в сани быках. По дороге за сеном Багаудин Курбанов вспоминал истории из жизни, рассказывал об обряде вызова дождя.
«Помню засушливые летние месяцы в 1950-х г. Мы, будучи подростками, спасаясь от жары в душных комнатах, по ночам лежали на плоских крышах своих домов, тогда они не были покрыты шифером. В тот год я впервые участвовал в этом обряде. Чем больше Гудила поливали водой, тем больше бывало радости и веселья», - вспоминает Б. Курбанов. И через два - три дня, по словам аксакала, действительно лил дождь.