Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Обряд жатвы

Традиционный земледельческий праздник – обряд жатвы сохранился до наших дней. Праздник жатвы начинается с раннего утра. Сельчане с серпами и косами выходят в поле, засеянное овсом. Жнут в основном женщины. Мужчины помогают вязать снопы, раскладывают их по полю рядами. Позже снопы на арбе свезут на гумно для молотьбы.

Обряд жатвы

 

Осень – пора сбора урожая. Сезон, когда приходит к завершению цикл земледельческих работ. Во многих селах Дагестана проходят народные обрядовые праздники, связанные с уборкой урожая.

Традиционный земледельческий праздник – обряд жатвы сохранился до наших дней. Праздник жатвы начинается с раннего утра. Сельчане с серпами и косами выходят в поле, засеянное овсом. Жнут в основном женщины. Мужчины помогают вязать снопы, раскладывают их по полю рядами. Позже снопы на арбе свезут на гумно для молотьбы.

Перед тем, как засеять поле, весной его вспахивают. Озимые культуры сеют осенью, яровые – весной. Жатва, как и сев, производится обрядом взаимопощи. Каждой семье помогают соседи, родственники, односельчане. В назначенный день они дружно выходят на поле.

Жатва сопровождается песнями и музыкой. Считается, что пение помогает организовать ритмичный темп работы. После жатвы участники обряда устраивают  совместную трапезу с традиционными угощениями: хинкалом, чуду, вареным мясом и напитком из проса – бузой. По окончании трапезы  принято читать молитвы, в которых выражается благодарность Всевышнему за богатый урожай.

С поля снопы на арбе везут на гумно, которое представляет собой ровную площадку. На нем ровным слоем раскладывают  снопы и приступают к молотьбе. Молотильными орудиями служат толстые доски с вбитыми  снизу острыми кремневыми отщепами. Доски волокут лошади или быки. Чтобы утяжелить доски для качественной молотьбы, на  них часто сажают детей. Таким образом из колосьев вышелушивается зерно, а солома превращается в мякину, которая идет на корм для скота. Женщины просеивают зерно с мякиной на ветру.

Полученное зерно измеряют деревянной меркой и определяют, сколько зерна оставить для помола, сколько – для посева на следующий год. Первое зерно по традиции женщины мелют с помощью каменных жерновов. Из крупы  готовят кашу, которой угощают всех собравшихся.

Окончание молотьбы отмечается праздником «хъису». Неотъемлемой частью обряда становятся танцы, песни, среди которых и традиционные ритуальные.