Свадебный обряд в с. Бацада Гунибского района

Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Свадебный обряд  в с. Бацада Гунибского района

У каждого народа свои многовековые свадебные  обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Есть много обрядов, сохранившихся практически в первозданном виде и бытующих в настоящее время. Среди них свадебный обряд  с. Бацада Гунибского района. И сегодня, также как и десятилетия назад, на свадьбах бацадинцев актуальны обрядовые действия и ритуалы.

У каждого народа свои многовековые свадебные  обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Есть много обрядов, сохранившихся практически в первозданном виде и бытующих в настоящее время. Среди них свадебный обряд  с. Бацада Гунибского района. И сегодня, также как и десятилетия назад, на свадьбах бацадинцев актуальны обрядовые действия и ритуалы.
Традиционная свадьба с. Бацада Гунибского района включает основные этапы свадебного сценария, типичного для сел Дагестана в целом,  – это сговор, сватовство, заключение брака – «магъар»,  подготовительные работы к свадьбе со стороны жениха и невесты, приношение подарков невесте, приход за невестой, празднование свадьбы с песнями, танцами, игрой на музыкальных инструментах, различными угощениями.
В пятницу в присутствии имама мечети и доверенных лиц со стороны жениха и невесты происходит заключение брака – «магъар».  Совершается это таинство, как правило, в уединенном,  неизвестном для посторонних месте. Дом охраняется, чтобы никто не мог мешать этому священному обряду. Со стороны жениха и со стороны невесты ведутся  подготовительные работы к свадьбе (режут  быка или корову, овец или коз). Обе стороны готовят национальные угощения (халву, натух), сладкий хлеб, пироги, начиненные  требухой колбасы – «сариси» и т.д. Невесте несут подарки близкие родственники жениха, демонстрируют их родне невесты. Укладывают приданое невесты в большой сундук. В ответ сторона невесты тоже готовит равноценные подарки всей родне жениха.
Вечером близкие родственники жениха идут за невестой с песнями, танцами под музыку. Иногда процессию сопровождает  целый оркестр в составе зурны, барабана, бубна, аккордеона или баяна, пандура. По пути останавливаются – поют песни, танцуют. Когда приближаются к дому невесты, то по обычаю нужно особенно громко петь, играть, чтобы дать  знать о своем приходе. Им навстречу выходят люди. Обе стороны обмениваются приветствиями (иной раз в стихотворной форме), после чего всех заводят в дом и усаживают за столы.
Обе стороны избирают старшими, доверенными лицами тех, кто может блеснуть красноречием и высказать добрые пожелания. В это время в одной из комнат подруги и родственницы невесты наряжают ее в свадебные одежды.
После застолья представители невестиной  стороны сообщают, что невеста готова. При выходе невесты из родительского дома нужно проявить особую бдительность, так как по старинному обычаю родня жениха может украсть, что-нибудь из дома родителей невесты. Как правило, это предметы домашнего обихода: посуда, кувшины и др., хотя родня невесты на это смотрит  сквозь пальцы. Считается  хорошей приметой, если на свадьбе дочери что-то украдено. Эти предметы во время свадебной церемонии родня невесты должна выкупить. Но не деньгами, а исполнением каких-либо шутливых требований со стороны жениха. Невесту выводят две подруги: одна – со стороны матери, другая – со стороны отца. Одна из них должна была быть взрослой, замужней, опытной женщиной. Перед выходом родственники говорят  невесте напутственные слова, пожелания. У порога мать целует дочь, желает ей счастливого пути.
Под звуки барабана и песен, с зажженными факелами вся процессия со стороны невесты несет приданое новобрачной. На голове одна из женщин держит так называемый «сладкий хлеб невесты». Свадебной процессии преграждают дорогу: то кладут большое бревно, то перекрывают путь веревкой, могут и сами стать на пути, требуя выкуп. Обычно дорогу открывают люди невесты, выдав юношам то, что они просили. Требования бывают  разные: одни требуют спеть ту или иную песню, другие – угощения, третьи – деньги. Все это должно быть в наличии у сопровождающих невесту.
При приближении невесты  к дому жениха разжигают  большой костер.  Невесту подводят к костру, и она вместе с подругами делает круг вокруг костра, ведь он символизирует благополучие и счастье молодых. После этого невеста подходит к порогу дома жениха. Ее встречает  свекровь, которая бросает ей под ноги очищенную, обработанную белую шерсть. (В народе считается, что если невеста наступит у самого порога на мягкую шерсть, то жизнь молодых пройдет легко, безоблачно). Мать жениха приветствует невесту, желает ей счастья, угощает медом. Угощение достается и сопровождающим невесту людям. Невесту ведут в комнату, где накрыты  столы, причем стол жениха и невесты накрывают особенно тщательно,  кладут множество разнообразных сладостей, фруктов и др.
Все люди, сопровождающие невесту, садятся за столы, позже появляется жених с друзьями (обычно у жениха тоже бывает два друга). Жених и невеста садятся вместе, по обе стороны, соответственно также садятся  подруги невесты и друзья жениха.
В это время  к молодым подходят родственники, друзья, кунаки, односельчане жениха с подарками к невесте и поздравлениями. Невесте желают быть послушной женой, уважительной по отношению к свекрови и свекру.