Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



С незапамятных времен в дагестанском с. Шаитли Цунтинского района в середине зимы – в первое воскресенье февраля – отмечался праздник «Игби». 

Праздник середины зимы «Игби»

С незапамятных времен в дагестанском с. Шаитли Цунтинского района в середине зимы – в первое воскресенье февраля – отмечался праздник «Игби». Этот праздник уникален и не имеет аналогов в обрядовой культуре Дагестана и народов Северного Кавказа. По словам старожилов села, шаитлинский обрядовый праздник начал свое существование примерно в XVII – XVIII вв. Главными персонажами обряда считались Квидили (великан с огромной головой и большой пастью) и боци (переодетые в маски волков юноши). В этот день готовили «иг», особый ритуальный хлеб в форме бублика. Отсюда и название праздника – «Игби» (множественная форма слова «иг»). 

Утром  5 февраля на площади (годекане), в центре селения, появляется несколько волков (боци) –  ряженых в сопровождении группы мальчиков 7-10 лет. Это переодетые в специальные костюмы юноши: на них шуба, вывернутая мехом наружу; маска, представляющая собой остроконечный высокий меховой колпак с прорезями для глаз, носа и рта; на руках – перчатки, на ногах  – традиционная вязаная обувь «гедоби».  В руках они держат деревянные мечи. У старшего боци –  короткая палка, к которой привязан полоской мех, на нем маска «уши-рога». Боци не имеют права разговаривать, по крайней  мере, чтобы их слышали посторонние. Общаются со зрителями они через сопровождающих их мальчиков. Последние выкрикивают хором приказания, исходящие от боци, сельчанам с требованием готовить иги, угрожая, в противном случае, наказанием.

В сопровождении мальчиков боци обходят селение и из каждого дома берут по одному игу. Как правило, хозяин заранее ждет приближения этой процессии к своему дому и сразу же передает одному из боци свой иг на протянутый им меч. В редких случаях, когда иг не выносится из дома, боци силой врываются в дом и бьют деревянным мечом хозяйку за неподготовленность к встрече. Собранные иги нанизываются на длинный шест – «гири», который несут двое мужчин, их же назначают в приказном порядке боци из числа зрителей (на них никаких специальных костюмов нет). Некоторые женщины, стоящие на улице и наблюдающие за происходящим, пытаются украсть у боци хотя бы один иг или же отломить от него кусочек. Боци, в свою очередь, стараются не допустить этого, отгоняя женщин мечами.

В то время как боци собирают иги, на годекан сходится основная масса зрителей, здесь же появляются другие персонажи современного праздника игби, среди которых врач и шайтан, лесные люди и скелет, спекулянты и милиционер, туристы и военный. Все они одеты в костюмы, их действия нацелены на то, чтобы позабавить зрителей. После завершения сбора игов  и после того, как иги оставлены под присмотром мальчикам, которые разместились на одной из крыш домов, расположенных по соседству с годеканом, боци присоединяются к веселью вместе с остальными действующими лицами праздника.

Чуть позже, со стороны Хора, в селение входит Квидили («хъвидили») – центральный персонаж игби. Это существо с большой головой и огромной пастью. Исполнитель роли Квидили несет ряженую голову на 2-х метровом шесте, а сам одет в  длинный меховой балахон, сшитый из нескольких овечьих шкур, из-под которого не видно ни рук, ни ног. Квидили в окружении других персонажей, гостей и боци желает всем собравшимся хорошего урожая в новом году.  Затем один из сельчан, от имени Квидили и боци, оглашает список тех сельчан, которые провинились в чем-либо перед молодежью. Боци, по приказу Квидили, волокут провинившихся к проруби и опускают в воду по колено. Но одновременно называются имена и наиболее отличившихся своим трудом сельчан в прошедшем году. Справедливость восторжествовала…

К полудню праздник вступает в свою завершающую фазу. Все участники собираются на годекане вокруг Квидили и затаскивают его на мост через речку, протекающую в центре селения. На мосту Квидили валят с ног,  и старший боци имитирует его убиение – «перерезает» горло своим деревянным мечом. Обычно для придания большей  натуральности совершаемому действию Квидили  в момент своего «умерщвления» открывает  спрятанную  у себя бутылочку с водой, окрашенной в красный цвет,  – и «истекает кровью» в финале. Итак, окровавленный Квидили «мертв», и боци уносят его тело в глубь квартала, отгоняя при этом всех посторонних, пытающихся проследить за их последующими действиями.

Через некоторое время все участники ролей (а их, в том числе и женские роли, туристок и спекулянток, исполняют юноши) появляются на годекане, но уже без костюмов, в повседневной одежде. То, что они участвовали в разыгранном представлении, известно зрителям, но кто конкретно и какую роль исполнял, должно оставаться неизвестным.

Они делят между собой собранные иги, лучший же отдают исполнителю роли Квидили. На этом праздник заканчивается.