Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Обряд Къаба

В последнее время в центрах традиционной культуры муниципальных образований республики наблюдается тенденция к реконструкции обрядов и обрядовых действ, некогда бытовавших в среде дагестанских народов и по разным причинам преданных забвению. Большинство из них имеет не только художественное, мифологическое измерение, но и содержит в себе огромный практический смысл и назначение.

Обряд Къаба в с. Тинди Цумадинского района
В последнее время в центрах традиционной культуры муниципальных образований республики наблюдается тенденция к реконструкции обрядов и обрядовых действ, некогда бытовавших в среде дагестанских народов и по разным причинам преданных забвению. Большинство из них имеет не только художественное, мифологическое измерение, но и содержит в себе огромный практический смысл и назначение.
Обряд «Къаба» бытует лишь в высокогорном аварском селе Тинди Цумадинского района Дагестана. Он проводился накануне прихода весны, был предвестником начала весенне-полевых работ. В то же время обряд выполнял важную социальную функцию – оказание материальной помощи представительницам женского пола для создания семьи. Существовала особая, матримониальная форма благотворительности, которую жители села Тинди испокон веков оказывали тем, кто в ней нуждался: молодым вдовам, девушкам из бедных семей, так называемым бесприданницам, сиротам, оставшимся без родственников и близких. Поскольку создание семьи в Дагестане всегда требовало наличия у сторон материальных средств для этого, те, у кого их не было, испытывали некоторые затруднения для вступления в брак. Им требовалась для этого помощь односельчан.
В стародавние времена, когда этот обряд только формировался, он был дольше растянут во времени, в нём было больше архаики, религиозных элементов. Первые подступы к празднованию начинались примерно в середине зимы. Разные по возрасту и роду деятельности категории тиндинцев отмечали его в разное время и отдельно друг от друга: подростки, юноши, молодожёны, чабаны. Общим было то, что каждый из участников приносил из дома что-либо из продуктов: муку, мясо, сыр, урбеч и т.д. Хозяйки готовили вкусные блюда.
В домах, где собирались юноши и девушки, кроме трапезы также затевали традиционные игры, пели старинные песни, рассказывали сказки, вспоминали народные предания, загадывали загадки. Посиделки продолжалось до утра.

На молодёжном «Къаба» могли разыграть своеобразное шуточное свадебное действо. Среди девушек выбирали «невесту», а среди юношей – «жениха». На роль «невесты» в основном выбиралась девушка из бедной семьи. Её в сопровождении подруги везли к «жениху» на осле, украшенном яркими лентами. С музыкой и песнями свадебный караван обходил всё селение. В каждом дворе хозяева одаривали «невесту» подарками.
Потом «избранницу» вели в дом, где собирались юноши, и она должна была танцевать с «женихом». По окончании «свадьбы» с танцами и песнями девушки вместе с «невестой» возвращались в дом своего «къаба». Они трапезничали, после чего расходились.
Отмечали «Къаба» и молодожёны. В определенный вечер родители приглашали к себе замужних дочерей с мужьями на ужин. Это мероприятие можно было неофициально назвать вечером молодых зятьёв. Приглашение тестем зятя в этот вечер было строго обязательным и не терпело отлагательства со стороны тестя. Если же он забывал про свою обязанность, зять был вправе напомнить ему о ней через специально посланного человека. Во время «Къаба» молодожёнов и гостей потчевали самыми изысканными блюдами горской кухни.
В четвёртую пятницу месяца зимы устраивали свой «Къаба» чабаны. Они, как правило, резали барана, приносили бузу и пировали, время от времени перемежая застолье исполнением танцев и песен.
Обряд «Къаба» в контексте времени претерпел изменение, но своего изначального смысла не утратил. Сегодня главную героиню предстоящего праздника весны и создания новой семьи, как и в старину, выбирают решением сельского джамаата. С этого момента у девушки, как и у природы, после долгой, холодной зимы должна была начаться новая жизнь. Благодаря своим односельчанам, она обретала свой угол, семью и детей. Современный реконструированный обряд носит условный характер, так как жизнь в горах изменилась. Материальное благосостояние и достаток есть в каждой семье. На роль «невесты» могут даже выбрать молодую замужнюю женщину.
В наши дни, как и в старину, к этому празднику готовятся всем селом. Каждая семья приносит продукты, варится традиционный напиток из толокна и солода – «мед», ритуальная каша из злаков – «мугъ», выпекается хлеб, варится мясо.
В то время, пока невеста ожидает гостей на хуторе, путь до неё в прямом смысле долог и тернист: по узкой тропе идут всадники на лошадях, женщины и мужчины ведут ослов, нагруженных подарками. Нелёгкий путь тем не менее очень весел: в горном воздухе растворяется музыка, звучат народные песни под аккомпанемент старинных музыкальных инструментов. Предводитель свадебной процессии исполняет народные аварские песни, играя на пандуре.
На месте свадебный караван встречают родственники и близкие невесты. После, уже вместе с ней, участников обряда снова ожидает обратный длинный путь. По канонам «Къаба», невесту сажали на коня, рядом с женщиной, приехавшей за ней вместе с другими. К тому времени в селении всех уже ожидают праздничные столы с традиционными блюдами.
Невесту – «къабала бахIарай» осыпают, как и положено на свадьбе, мелкими монетами и сладостями, оказывая ей всевозможные почести. Обряд этот интересен и проводится по всем канонам настоящей свадьбы.

Галерея