Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Праздник весны Эр

Действия обряда встречи весны у многих народов Дагестана имеют много общего. Как правило, праздники проходят в два дня, готовят специальные блюда: курзе из зелени, яиц, творога; пекут ритуальный хлеб, разжигают на возвышенностях множество костров. Да и само название праздника у многих народов переводится как «ночь весны» или «день весны», «пламя весны»: «Хьидин уш» - (агул.), «Интнил хьхьу» - (лак.), «ХIевла бархIи» - (дарг.), «Яран Сувар» - (лезг.), «Шэгьмевасал» - (тат.), «Эвелцан» - (табас.) и т.д.

Праздник весны Эр в Рутульском районе

Действия обряда встречи весны у многих народов Дагестана имеют много общего. Как правило, праздники проходят в два дня, готовят специальные блюда: курзе из зелени, яиц, творога; пекут ритуальный хлеб, разжигают на возвышенностях множество костров. Да и само название праздника у многих народов переводится как «ночь весны» или «день весны», «пламя весны»: «Хьидин уш» - (агул.), «Интнил хьхьу» - (лак.), «ХIевла бархIи» - (дарг.), «Яран Сувар» - (лезг.), «Шэгьмевасал» - (тат.), «Эвелцан» - (табас.) и т.д.
В эту палитру весенних праздников не совсем вписывается рутульский обряд «Эр». Праздник весны Эр - один из уникальных обрядовых праздников. Он сохранился по сей день и проводится ежегодно. «Эр» - это не просто обряд, который знаменовал обновление природы, зарождение новой жизни. Обряд Эр стал важной частью общедагестанского культурного наследия.
Среди национальных праздников - это самый большой общенародный праздник в Рутульском районе. Эр знаменует начало весны и календарного года, отмечается приготовлением особых ритуальных блюд и раздачей их в селении. «Эр» - название языческого божества, олицетворяющего пробуждение природы и начало новой жизни. У божества есть дочь Эредрыш, которую старались задобрить и умилостивить, принеся ей в жертву барана. Поклонение именно дочери божества, а не ему самому наталкивает на мысль, что обряд возможно зародился в эпоху матриархата, когда женское начало было главенствующим. Забегая вперед, можно отметить, что в Агульском районе бытовал обряд вызывания солнца «Баркунцай», который проводится исключительно женской половиной сельской общины.
Поклонение Эредрыш один из самых кульминационных моментов весеннего обряда «Эр». С раннего утра молодые девушки наряжают цветными лентами скалистый выступ горы над селом. Выступ поднимается на высоту около 3-х метров. По древним рутульским поверьям этот выступ является олицетворением дочери. Директор Дома культуры Мирзабек Азизханов рассказывает, что до сих пор сохранилось поверье не беспокоить Эредрыш по пустякам, уважать и подносить ей милостыню, поделиться сокровенным и попросить исполнить желание. Для этого зарывают кости жертвенного барана у подножия скалы, произнося свое заветное желание. И оно должно сбыться. Считается, что просить Эредрыш о чем-либо без подаяния нельзя, ибо она может разозлиться и не исполнить заветного.
Вокруг скалистого выступа находится щебенка из осадочной породы. По словам М. Азизханова, порывы ветра иногда крутят щебенку вокруг выступа. И тогда считается, что Эредрыш сердится и в этом случае тоже старались задобрить ее и принести ей жертву.
Вечером 17 марта молодые люди в рутульских селах рядились до неузнаваемости, мазали сажей лица и обходили дома состоятельных и зажиточных людей. Торбу для подаяния с криком «Положите в мешок» спускали на длинной веревке через дымоход прямо в очаг. Отказать в милостыне и не положить что-либо в мешок считалось большим грехом. Сейчас в современных домах нет очагов и дымоходов. И по домам ходит ради забавы исключительно детвора.
Вечером того же дня принято навещать соседей и родных, больных и немощных сельчан, пожилых людей. Женщины ночью готовятся к празднику, пекут халву, тонкие лаваши со множеством дырочек, рутульские открытые пироги – элидзий: с начинкой из яично-сырной массы с кусочками топленого масла, красят яйца. Часть приготовленного, а также сладости, сыр, куски топленого масла, женщины каждого магала с раннего утра приносят к мечети или священному месту. Мулла читает молитву, и милостыня поровну раздается между всеми, кто пришел к мечети: женщинами, детьми, мужчинами. Вплоть до середины прошлого века особое предпочтение отдавалось при раздаче милостыни сельским кузнецам и пахарям, так как их труд был очень актуален и неоценим весной.
Важная часть праздника «Эр» - разжигание ритуальных костров. Они горят в каждом магале на возвышенностях, перекрестках. Вокруг них собираются зурначи, танцуют, женщины из домов выносят угощения. Поют и веселятся до самого утра. Ночью молодежь и дети поджигали самодельный фейерверк – глиняные шарики «гъорцIил». Их начиняли сухой соломой, поджигали и с возвышенности бросали в сторону села. Бывало так, что они попадали и на сеновал и могли поджечь остатки сена. Но хозяева не должны были таить обиду, так как зима закончилась, и скот уже можно было выгонять пастись.
Рутульский обряд «Эр», как и многие народные праздники Дагестана, имеет глубокие языческие корни. Рутульский район – уникальный историко-культурный музей под открытым небом. Здесь по сей день есть каменные свидетели нашего прошлого в виде строений, культовых зданий, надгробных памятников, захоронений миссионеров-проповедников: иудеев, христиан, мусульман. Ни одна из этих культур не воспрепятствовала проведению обрядового праздника «Эр». Были лишь попытки дать свое истолкование, подогнать под свои религиозные рамки.
У рутульцев, как и у других народов Южного Дагестана: лезгин, табасаранцев, азербайджанцев, агульцев, в праздник начала весны сватают невесту или несут ей подарки, если она была засватана ранее. Этого обычая придерживаются и по сей день. В числе подарков обязательно должны присутствовать праздничные блюда или хлеб, специально испеченный в этот день.
Праздник Эр в последние годы немыслим без спортивных состязаний по разным видам единоборств: бегу, метанию камня, поднятию тяжестей, прыжкам и другим видам. В этот день традиционно выступают и самодеятельные творческие коллективы, популярные в районе исполнители национальных песен.

Галерея