Зимний обрядовый праздник «Урхобай»

Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Зимний обрядовый праздник «Урхобай»

С древнейших времен в Дагестане сохранились народные праздники, традиции и обряды. Ежегодно жители с. Талух Чародинского района проводят зимний обрядовый праздник «Урхобай», один из любимых праздников в селе. Его проводят за месяц до наступления весны. Это своеобразный обряд проводов зимы и встречи весны. Праздник с большой радостью ждут не только талухцы, но и жители соседних сел.

Зимний обрядовый праздник «Урхобай» в с. Талух Чародинского района

С древнейших времен в Дагестане сохранились народные праздники, традиции и обряды. Ежегодно жители с. Талух Чародинского района проводят зимний обрядовый праздник «Урхобай», один из любимых праздников в селе. Его проводят за месяц до наступления весны. Это своеобразный обряд проводов зимы и встречи весны. Праздник с большой радостью ждут не только талухцы, но и жители соседних сел.
Подготовка к празднику начинается еще с осени. Мальчики начинают собирать солому, хворост. Этот материал они хранят до наступления праздничного дня. Ближе к празднику ребята срубают в лесу большое дерево и устанавливают в специально отведенном месте.
По обычаю, в определенный день глашатай села рано утром с высокой крыши оповещает сельчан о начале праздника и приглашает к участию. Мальчики толпой собираются перед установленным деревом и называют тех, кто должен нести к дереву солому, сено и другой заготовленный загодя материал для костра. Если назовут имя мальчиков, которые в силу возраста не могут что-то нести, за них хворост несут взрослые члены семьи. Дети постарше обкладывают им дерево до самой макушки.
Затем выбирается ответственный праздника, которому передается палка блюстителя порядка – «гач». Она представляет собой длинную рукоятку с массивным шаровидным концом.
С наступлением сумерек разжигают огонь. Весь джамаат со своих крыш следит за происходящим, вознося молитвы Всевышнему: «Пусть огонь, как хворост, сжигает все горести, бедность и болезни. Все, что мешает счастливой и благодатной жизни». Когда костер догорает, во главе со своим вожаком мальчишки идут на сельский годекан, где уже собрались взрослые. Дети демонстрируют свои способности: играют на пандуре, поют, читают стихи и т.д. Каждый участник обязательно должен выполнить условия старших. Те, в свою очередь, поощряют их заранее подготовленными подарками. Более взрослая часть ребят с мешочками обходит все село, распевая у каждого порога слова-пожелания. Хозяева угощают детей вареным мясом, фруктами, сладостями и др.
Затем начинается настоящее пиршество. Там и находит применение палка блюстителя порядка. Тот, кто нарушает порядок трапезы, испытывает тяжесть палки по полной. После пиршества, полного юмора, веселья и музыки, дети расходятся по домам.
На следующий день на годекане собирается взрослая половина мужчин и праздник продолжается также всеобщим весельем и совместной трапезой. Главным блюдом праздника является ритуальная каша из злаков – «мугь».

Галерея