Праздник середины зимы Игби в селе Шаитли Цунтинского района

     Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Праздник середины зимы Игби в селе Шаитли Цунтинского района

Анкета-паспорт

объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан

Праздник середины зимы Игби в селе Шаитли Цунтинского района Республики Дагестан

 

1.      

Наименование объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан

Праздник середины зимы Игби в селе Шаитли Цунтинского района Республики Дагестан

Хранителями объекта является одна из коренных малочисленных народностей региона – дидойцы (самоназвание цези в пер. «орлы»), проживающая в Цунтинском районе.

2.      

Сведения об особенностях объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан

Праздник Игби традиционно проводился в начале февраля. Он принадлежит к циклу весенней календарной обрядности и имел строгую локализацию, то есть уникальное обрядовое действо проходило лишь в селе Шаитли.

Хотя праздник с 50-х гг. ХХ века начали проводить и жители сел Гениятли и Китури этого же района, расположенных в 1,5 и 3 километрах от Шаитли, однако шаитлинцы считают, что соседи позаимствовали их обряд. Подобная локализация праздника указывает на особую роль сельской общины в сохранении традиций. Действительно, в празднике принимали участие все жители села, а в последние годы, в связи с усилением религиозной составляющей, лишь мужская половина от 8-10 лет и выше.

Дидойцы говорят на андо-цезском наречии, которое входит в нахско-дагестанскую языковую семью. В 1993 году был выпущен первый цезский букварь, но, тем не менее, дидойцы в письменной речи используют русский и аварский языки, родным же языком пользуются лишь в устной речи. Проживают в высокогорной части юго-западного Дагестана на границе с Грузией.

3.      

Современное бытование объекта нематериал культурного наследия Республики Дагестан         

Праздник отмечают в с. Шаитли Цунтинского района Республики Дагестан, где проживают дидойцы (самоназвание – цезы). Это одна из коренных народностей республики, живущая в самом высокогорном районе Дагестана.

 

Под влиянием ислама многие элементы этого обрядового действа были забыты. Праздник претерпел достаточно много изменений, стал более развлекательным, а его календарная и хозяйственная направленность практически не осознается носителями традиции, хотя она достаточно очевидна.

 

4.      

Предметы, связанные с объектом нематериального культурного наследия Республики Дагестан         

Культура и традиции дидойцев Цунтинского района.

Ритуальный хлеб в форме бублика – игби.

Традиционная вязаная обувь дидойцев-гедоби.

Персонажи праздника Игби-ряженые:

- волки (боци);

- лесные люди (цисек жекłу);

- шайтан (черт);

- главный персонаж праздника-Квидили (Хъвидили) и др.

Маски волков изготавливаются из шкур домашних животных мехом наружу в виде высокого конуса, в котором есть отверстия для глаз, носа и рта. К острому концу конуса могут привязываться разноцветные ленты и воздушные шары. Маску дополняет шубы, вывернутые мехом наружу, перчатки и традиционная вязаная обувь — гедоби.

Костюм лесных людей представляет своего рода комбинезон, на который нашит мох, сосновые ветки или шишки. Для костюма шайтана используется тряпье, куски меха и пустые банки.

Самым трудоемким по изготовлению является костюм главного персонажа – Квидили. Его маска представляет голову крупного животного, напоминающую лошадь. У маски – большая пасть, двигающаяся с помощью веревки. Маска крепится на двухметровый шест, который несет исполнитель роли Квидили. Костюм представляет собой меховой балахон. К маске могли приделывать рога. Служат маски не один год, ежегодно реставрируются и поновляются.

В роли ряженых выступают молодые. Наиболее почетной считается роль волка. На роль Квидили приглашают взрослого мужчину, который пользуется в селе особым уважением. Все ряженые на празднике остаются инкогнито и не произносят ни слова: объясняются жестами или через своих парламентариев-мальчишек.

 

5.      

Формы бытования, выражения объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан

Жанровое направление объекта: празднично-обрядовая культура дидойцев, проживающих в селе Шаитли Цунтинского района. Форма бытования объекта: первоначально - аутентичная, сейчас частично утраченная. Ритуалы обряда Игби связаны с традиционной хозяйственно-бытовой культурой жителей села Шаитли.

 

 

 

6.      

Сведения о технике исполнения / технологии изготовления

Указывается название техники или технологии, связанной с объектом нематериального культурного наследия Республики Дагестан, и дается ее описание

 

 

 

7.      

Описание исключительной ценности объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан

Праздник уникален и не имеет аналогов в обрядовой культуре Дагестана и народов Северного Кавказа. По словам взрослых и пожилых села, обряд в с. Шаитли стали проводить примерно в XVII – XVIII вв.

 

Обрядовый праздник Игби вляется частью культурно-исторического наследия дидойцев. По словам жителей с. Шаитли традиций проведения обряда старались придерживаться даже во время вынужденного переселения в ЧИАССР в 1944 году, когда на основании распоряжения СНК СССР от 11 марта 1944 г. № 5471 из Цунтинского района было насильственно переселено 100 % населения. Переселенцы шили маски, пекли хлебцы-игби из кукурузной муки за неимением пшеничной и старались ежегодно проводить обрядовый праздник..

 

8.      

Механизмы, способы, формы, средства передача традиции

Ритуалы обрядового праздника передаются на протяжении веков из поколения в поколение. Младшее поколение перенимает традиции и ритуалы у старших и старается ненавязчиво донести их тем, кто идет им на смену.

 

 

9.      

Носители нематериального культурного наследия

 

Носителями объекта нематериального культурного наследия является старшее поколение, проживающее в селе Шаитли.

10.  

Сведения о действии над/с объектом нематериал культурного наследия Республики Дагестан

Обрядовый праздник Игби, хотя и частично утерян, является важной частью культурного наследия дидойцев. Ритуалы проведения праздника, приемы и технология изготовления масок передаются из поколения в поколение.

11.  

Степень научной разработанности объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан

Праздник Игби был подробно описан учеными Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР, известными этнографами А. И. Азаровым и Ю. Ю. Карповым в феврале 1982 года. А вскоре в г. С-Петербурге в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) состоялась выставка масок, используемых во время праздника. Позднее обряд был описан и внесен во всероссийский реестр объектов нематериального культурного наследия.

12.  

Аудио, видео и фото материалы, нотные и текстовые расшифровки объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан

Хотя зима была относительно спокойным и более или менее свободным для горца временем, считалось, что это время нечистой силы. Видимо, с целью смягчения их воздействия и производились магические действия иррационального характера.

К празднику Игби готовились задолго. В течение года подмечались хорошие и плохие поступки односельчан. За полтора-два месяца начинали шить костюмы, готовить маски. Игби отмечали в первое воскресенье февраля. Местные жители считали, что в этот день впервые лучи солнца достигают склонов горы Хора, что предвещало скорый конец зимы и наступление весны.

Название праздника связано с особым ритуальным хлебом в форме бублика – на дидойском языке «иг». Игби – множественная форма этого слова. Бублики имеют разный диаметр – от небольших колечек до изделий 20–30-ти сантиметров в диаметре. Круглая форма обрядовых хлебцев, по мнению исследователей, подчеркивает их значение как солярных знаков и языческое происхождение обрядового праздника.

Персонажами праздника являются волки (боци), лесные люди (цисек жекłу), шайтан (черт). В советское время к ним добавились скелет, врач, спекулянты, туристы, милиционер, военный. Центральной фигурой праздника является Квидили (Хъвидили). Маски волков изготавливаются из шкур домашних животных мехом наружу в виде высокого конуса, в котором есть отверстия для глаз, носа и рта. К острому концу конуса могут привязываться разноцветные ленты и воздушные шары. Маску дополняет шубы, вывернутые мехом наружу, перчатки и традиционная вязаная обувь — гедоби. Костюм лесных людей представляет своего рода комбинезон, на который нашит мох, сосновые ветки или шишки. Для костюма шайтана используется тряпье, куски меха и пустые банки.

Самым трудоемким по изготовлению является костюм главного персонажа – Квидили. Его маска представляет голову крупного животного, напоминающую лошадь. У маски – большая пасть, двигающаяся с помощью веревки. Маска крепится на двухметровый шест, который несет исполнитель роли Квидили. Костюм представляет собой меховой балахон. К маске могли приделывать рога. Служат маски не один год, ежегодно реставрируются и поновляются.

Роли распределяются между молодыми. Наиболее почетной считается роль волка. На роль Квидили приглашают взрослого мужчину, который пользуется в селе особым уважением. Все ряженые на празднике остаются инкогнито и не произносят ни слова: объясняются жестами или через своих парламентариев-мальчишек.

За неделю до праздника в селе появляются 3–4 переодетых в волков юноши, которых сопровождают мальчики. Они призывают односельчан готовиться к празднику. К вечеру женщины начинают печь игби. Их должно быть достаточно много и разного размера. Совсем маленькие пекутся для одаривания детей, которые с утра бегают по селу и собирают игби, чуть побольше – для внуков, племянников; большие, 20-30 сантиметров в диаметре, для ряженых. С самого утра мальчики группами обходят дома. Их ждут в каждом доме и довольно быстро они собирают полные мешочки бубликов.

На площади в центре села на годекане появляется несколько ряженых в волков юношей с деревянными мечами. В сопровождении мальчиков ряженые обходят село и из каждого дома берут по одному игу. Многие хозяйки украшают его лентами, конфетами. Как правило, хозяева заранее ждут приближения процессии к своему дому и сразу же передают свой иг на меч одного из ряженых. Он нанизывает бублик на общий шест – гири в пер. с дидойского. Шест несут двое мужчин из числа зрителей без специальных костюмов. В редких случаях, если не выносят иг, боци врываются в дом и бьют мечом хозяйку в наказание за неподготовленность. Некоторые из женщин, наблюдающих за происходящим, пытаются украсть у боци иг или по крайней мере отломить от него кусок. Боци в свою очередь стараются не допустить этого, отгоняя женщин мечами. После завершения сбора шест с ритуальными игби находится под охраной мальчиков, а боци присоединяются к общему праздничному веселью. Между тем, на годекан (открытое место сбора взрослого населения) сходятся жители. Здесь же появляются другие персонажи праздника. Среди них и традиционные маски: шайтан, лесные люди и более современные: врач, спекулянт, милиционер, турист, военный. Все они одеты в соответствующие костюмы, а действия их нацелены на то, чтобы позабавить односельчан. Поскольку в костюмах и масках молодежь неузнаваема для односельчан, то такая анонимность действий позволяет им вести себя достаточно свободно по отношению не только к мужчинам, но и к женщинам.

После окончания сбора игби в село входил Квидили — центральный персонаж праздника – или о его приближении сообщал старик-лесничий, который объявлял, что Квидили проснулся и идет в село. Хотя его называют хозяином леса, местные жители не могут объяснить, кто такой Квидили,. Он не делает людям ничего плохого, но его в день праздника нужно убить: «Мы не знаем за что, но его нужно убить, так делали и наши деды, и это вероятно потому, что пока Квидили живой, у нас холодно и идет снег, а когда мы его убьем, становится теплее», - так говорят местные.

Квидили, в окружении ряженых и жителей села, желает всем собравшимся хорошего урожая в новом году. Затем один из сельчан, от имени Квидили и боци, оглашает список провинившихся в чем-либо сельчан. Боци по приказу Квидили волокут провинившихся к проруби и опускают по колени в воду. Одновременно называются имена и наиболее отличившихся трудом и добрыми делами жителей и награждают их игом.

К полудню праздник вступает в свою завершающую фазу. Все участники собираются на годекане вокруг Квидили и поднимают его на мост через речку, протекающую в центре села. На мосту старший боци имитирует его убиение — «перерезает» Квидили горло своим деревянным мечом. Обычно для придания большей натуральности совершаемому действию в момент «умерщвления» открывают спрятанную бутылочку с окрашенной в красный цвет водой. «Кровь» сочится по мосту и стекает в речку. Квидили «мертв», и боци уносят его тело вглубь села, отгоняя при этом всех посторонних, пытающихся проследить за их последующими действиями. Считается, что общая идея жертвоприношений и дарений – это желание добиться плодородия земли и плодовитости скота. Дары и жертвы должны были способствовать процветанию общины, обеспечить будущий урожай.

Через некоторое время все исполнители ролей появляются на годекане, но уже без костюмов, в повседневной одежде. То, что они участвовали в разыгранном представлении, известно зрителям, но кто конкретно и какую роль исполнял, должно оставаться неизвестным. Они делят между собой собранные игби, самый лучший отдают исполнителю роли Квидили. На этом праздник заканчивается.

 

13.  

Информация, необходимая для поиска на сайте

Ритуальный хлеб в форме бублика – игби.

Обряды дидойцев.

Традиционная вязаная обувь дидойцев-гедоби.

Персонажи праздника Игби-ряженые:

- волки (боци);

- лесные люди (цисек жекłу);

- шайтан (черт);

- главный персонаж праздника-Квидили (Хъвидили).

 

Анкета подготовлена специалистами РДНТ МК РД.

 

14.

Органы, учреждения, лица, представляющие объект нематериального культурного наследия Республики Дагестан

Название учреждения (организации)

ГБУК «Республиканский дом народного творчества»

Контактный телефон: 621904

e-mail: rdnt35@yandex.ru

Ф.И.О. руководителя:

зам. министра культуры РД-директор РДНТ

Мугадова Марита Велихановна

 

 

 

Подпись заявителя __________                         Дата________________

Cсылка на фильм 

https://www.youtube.com/watch?v=ISQiuUaBd5U



Галерея