Анкета-паспорт
объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан
Праздник середины зимы Игби в селе Шаитли Цунтинского района Республики Дагестан
1. |
Наименование объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан |
Праздник середины зимы Игби в селе Шаитли Цунтинского района Республики Дагестан Хранителями объекта является одна из коренных малочисленных народностей региона – дидойцы (самоназвание цези в пер. «орлы»), проживающая в Цунтинском районе. |
2. |
Сведения об особенностях объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан |
Праздник Игби традиционно проводился в начале февраля. Он принадлежит к циклу весенней календарной обрядности и имел строгую локализацию, то есть уникальное обрядовое действо проходило лишь в селе Шаитли. Хотя праздник с 50-х гг. ХХ века начали проводить и жители сел Гениятли и Китури этого же района, расположенных в 1,5 и 3 километрах от Шаитли, однако шаитлинцы считают, что соседи позаимствовали их обряд. Подобная локализация праздника указывает на особую роль сельской общины в сохранении традиций. Действительно, в празднике принимали участие все жители села, а в последние годы, в связи с усилением религиозной составляющей, лишь мужская половина от 8-10 лет и выше. Дидойцы говорят на андо-цезском наречии, которое входит в нахско-дагестанскую языковую семью. В 1993 году был выпущен первый цезский букварь, но, тем не менее, дидойцы в письменной речи используют русский и аварский языки, родным же языком пользуются лишь в устной речи. Проживают в высокогорной части юго-западного Дагестана на границе с Грузией. |
3. |
Современное бытование объекта нематериал культурного наследия Республики Дагестан |
Праздник отмечают в с. Шаитли Цунтинского района Республики Дагестан, где проживают дидойцы (самоназвание – цезы). Это одна из коренных народностей республики, живущая в самом высокогорном районе Дагестана.
Под влиянием ислама многие элементы этого обрядового действа были забыты. Праздник претерпел достаточно много изменений, стал более развлекательным, а его календарная и хозяйственная направленность практически не осознается носителями традиции, хотя она достаточно очевидна.
|
4. |
Предметы, связанные с объектом нематериального культурного наследия Республики Дагестан |
Культура и традиции дидойцев Цунтинского района. Ритуальный хлеб в форме бублика – игби. Традиционная вязаная обувь дидойцев-гедоби. Персонажи праздника Игби-ряженые: - волки (боци); - лесные люди (цисек жекłу); - шайтан (черт); - главный персонаж праздника-Квидили (Хъвидили) и др. Маски волков изготавливаются из шкур домашних животных мехом наружу в виде высокого конуса, в котором есть отверстия для глаз, носа и рта. К острому концу конуса могут привязываться разноцветные ленты и воздушные шары. Маску дополняет шубы, вывернутые мехом наружу, перчатки и традиционная вязаная обувь — гедоби. Костюм лесных людей представляет своего рода комбинезон, на который нашит мох, сосновые ветки или шишки. Для костюма шайтана используется тряпье, куски меха и пустые банки. Самым трудоемким по изготовлению является костюм главного персонажа – Квидили. Его маска представляет голову крупного животного, напоминающую лошадь. У маски – большая пасть, двигающаяся с помощью веревки. Маска крепится на двухметровый шест, который несет исполнитель роли Квидили. Костюм представляет собой меховой балахон. К маске могли приделывать рога. Служат маски не один год, ежегодно реставрируются и поновляются. В роли ряженых выступают молодые. Наиболее почетной считается роль волка. На роль Квидили приглашают взрослого мужчину, который пользуется в селе особым уважением. Все ряженые на празднике остаются инкогнито и не произносят ни слова: объясняются жестами или через своих парламентариев-мальчишек.
|
5. |
Формы бытования, выражения объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан |
Жанровое направление объекта: празднично-обрядовая культура дидойцев, проживающих в селе Шаитли Цунтинского района. Форма бытования объекта: первоначально - аутентичная, сейчас частично утраченная. Ритуалы обряда Игби связаны с традиционной хозяйственно-бытовой культурой жителей села Шаитли.
|
6. |
Сведения о технике исполнения / технологии изготовления |
Указывается название техники или технологии, связанной с объектом нематериального культурного наследия Республики Дагестан, и дается ее описание
|
7. |
Описание исключительной ценности объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан |
Праздник уникален и не имеет аналогов в обрядовой культуре Дагестана и народов Северного Кавказа. По словам взрослых и пожилых села, обряд в с. Шаитли стали проводить примерно в XVII – XVIII вв.
Обрядовый праздник Игби вляется частью культурно-исторического наследия дидойцев. По словам жителей с. Шаитли традиций проведения обряда старались придерживаться даже во время вынужденного переселения в ЧИАССР в 1944 году, когда на основании распоряжения СНК СССР от 11 марта 1944 г. № 5471 из Цунтинского района было насильственно переселено 100 % населения. Переселенцы шили маски, пекли хлебцы-игби из кукурузной муки за неимением пшеничной и старались ежегодно проводить обрядовый праздник..
|
8. |
Механизмы, способы, формы, средства передача традиции |
Ритуалы обрядового праздника передаются на протяжении веков из поколения в поколение. Младшее поколение перенимает традиции и ритуалы у старших и старается ненавязчиво донести их тем, кто идет им на смену.
|
9. |
Носители нематериального культурного наследия
|
Носителями объекта нематериального культурного наследия является старшее поколение, проживающее в селе Шаитли. |
10. |
Сведения о действии над/с объектом нематериал культурного наследия Республики Дагестан |
Обрядовый праздник Игби, хотя и частично утерян, является важной частью культурного наследия дидойцев. Ритуалы проведения праздника, приемы и технология изготовления масок передаются из поколения в поколение. |
11. |
Степень научной разработанности объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан |
Праздник Игби был подробно описан учеными Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР, известными этнографами А. И. Азаровым и Ю. Ю. Карповым в феврале 1982 года. А вскоре в г. С-Петербурге в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) состоялась выставка масок, используемых во время праздника. Позднее обряд был описан и внесен во всероссийский реестр объектов нематериального культурного наследия. |
12. |
Аудио, видео и фото материалы, нотные и текстовые расшифровки объекта нематериального культурного наследия Республики Дагестан |
Хотя зима была относительно спокойным и более или менее свободным для горца временем, считалось, что это время нечистой силы. Видимо, с целью смягчения их воздействия и производились магические действия иррационального характера. К празднику Игби готовились задолго. В течение года подмечались хорошие и плохие поступки односельчан. За полтора-два месяца начинали шить костюмы, готовить маски. Игби отмечали в первое воскресенье февраля. Местные жители считали, что в этот день впервые лучи солнца достигают склонов горы Хора, что предвещало скорый конец зимы и наступление весны. Название праздника связано с особым ритуальным хлебом в форме бублика – на дидойском языке «иг». Игби – множественная форма этого слова. Бублики имеют разный диаметр – от небольших колечек до изделий 20–30-ти сантиметров в диаметре. Круглая форма обрядовых хлебцев, по мнению исследователей, подчеркивает их значение как солярных знаков и языческое происхождение обрядового праздника. Персонажами праздника являются волки (боци), лесные люди (цисек жекłу), шайтан (черт). В советское время к ним добавились скелет, врач, спекулянты, туристы, милиционер, военный. Центральной фигурой праздника является Квидили (Хъвидили). Маски волков изготавливаются из шкур домашних животных мехом наружу в виде высокого конуса, в котором есть отверстия для глаз, носа и рта. К острому концу конуса могут привязываться разноцветные ленты и воздушные шары. Маску дополняет шубы, вывернутые мехом наружу, перчатки и традиционная вязаная обувь — гедоби. Костюм лесных людей представляет своего рода комбинезон, на который нашит мох, сосновые ветки или шишки. Для костюма шайтана используется тряпье, куски меха и пустые банки. Самым трудоемким по изготовлению является костюм главного персонажа – Квидили. Его маска представляет голову крупного животного, напоминающую лошадь. У маски – большая пасть, двигающаяся с помощью веревки. Маска крепится на двухметровый шест, который несет исполнитель роли Квидили. Костюм представляет собой меховой балахон. К маске могли приделывать рога. Служат маски не один год, ежегодно реставрируются и поновляются. Роли распределяются между молодыми. Наиболее почетной считается роль волка. На роль Квидили приглашают взрослого мужчину, который пользуется в селе особым уважением. Все ряженые на празднике остаются инкогнито и не произносят ни слова: объясняются жестами или через своих парламентариев-мальчишек. За неделю до праздника в селе появляются 3–4 переодетых в волков юноши, которых сопровождают мальчики. Они призывают односельчан готовиться к празднику. К вечеру женщины начинают печь игби. Их должно быть достаточно много и разного размера. Совсем маленькие пекутся для одаривания детей, которые с утра бегают по селу и собирают игби, чуть побольше – для внуков, племянников; большие, 20-30 сантиметров в диаметре, для ряженых. С самого утра мальчики группами обходят дома. Их ждут в каждом доме и довольно быстро они собирают полные мешочки бубликов. На площади в центре села на годекане появляется несколько ряженых в волков юношей с деревянными мечами. В сопровождении мальчиков ряженые обходят село и из каждого дома берут по одному игу. Многие хозяйки украшают его лентами, конфетами. Как правило, хозяева заранее ждут приближения процессии к своему дому и сразу же передают свой иг на меч одного из ряженых. Он нанизывает бублик на общий шест – гири в пер. с дидойского. Шест несут двое мужчин из числа зрителей без специальных костюмов. В редких случаях, если не выносят иг, боци врываются в дом и бьют мечом хозяйку в наказание за неподготовленность. Некоторые из женщин, наблюдающих за происходящим, пытаются украсть у боци иг или по крайней мере отломить от него кусок. Боци в свою очередь стараются не допустить этого, отгоняя женщин мечами. После завершения сбора шест с ритуальными игби находится под охраной мальчиков, а боци присоединяются к общему праздничному веселью. Между тем, на годекан (открытое место сбора взрослого населения) сходятся жители. Здесь же появляются другие персонажи праздника. Среди них и традиционные маски: шайтан, лесные люди и более современные: врач, спекулянт, милиционер, турист, военный. Все они одеты в соответствующие костюмы, а действия их нацелены на то, чтобы позабавить односельчан. Поскольку в костюмах и масках молодежь неузнаваема для односельчан, то такая анонимность действий позволяет им вести себя достаточно свободно по отношению не только к мужчинам, но и к женщинам. После окончания сбора игби в село входил Квидили — центральный персонаж праздника – или о его приближении сообщал старик-лесничий, который объявлял, что Квидили проснулся и идет в село. Хотя его называют хозяином леса, местные жители не могут объяснить, кто такой Квидили,. Он не делает людям ничего плохого, но его в день праздника нужно убить: «Мы не знаем за что, но его нужно убить, так делали и наши деды, и это вероятно потому, что пока Квидили живой, у нас холодно и идет снег, а когда мы его убьем, становится теплее», - так говорят местные. Квидили, в окружении ряженых и жителей села, желает всем собравшимся хорошего урожая в новом году. Затем один из сельчан, от имени Квидили и боци, оглашает список провинившихся в чем-либо сельчан. Боци по приказу Квидили волокут провинившихся к проруби и опускают по колени в воду. Одновременно называются имена и наиболее отличившихся трудом и добрыми делами жителей и награждают их игом. К полудню праздник вступает в свою завершающую фазу. Все участники собираются на годекане вокруг Квидили и поднимают его на мост через речку, протекающую в центре села. На мосту старший боци имитирует его убиение — «перерезает» Квидили горло своим деревянным мечом. Обычно для придания большей натуральности совершаемому действию в момент «умерщвления» открывают спрятанную бутылочку с окрашенной в красный цвет водой. «Кровь» сочится по мосту и стекает в речку. Квидили «мертв», и боци уносят его тело вглубь села, отгоняя при этом всех посторонних, пытающихся проследить за их последующими действиями. Считается, что общая идея жертвоприношений и дарений – это желание добиться плодородия земли и плодовитости скота. Дары и жертвы должны были способствовать процветанию общины, обеспечить будущий урожай. Через некоторое время все исполнители ролей появляются на годекане, но уже без костюмов, в повседневной одежде. То, что они участвовали в разыгранном представлении, известно зрителям, но кто конкретно и какую роль исполнял, должно оставаться неизвестным. Они делят между собой собранные игби, самый лучший отдают исполнителю роли Квидили. На этом праздник заканчивается.
|
13. |
Информация, необходимая для поиска на сайте |
Ритуальный хлеб в форме бублика – игби. Обряды дидойцев. Традиционная вязаная обувь дидойцев-гедоби. Персонажи праздника Игби-ряженые: - волки (боци); - лесные люди (цисек жекłу); - шайтан (черт); - главный персонаж праздника-Квидили (Хъвидили).
Анкета подготовлена специалистами РДНТ МК РД.
|
14. |
Органы, учреждения, лица, представляющие объект нематериального культурного наследия Республики Дагестан |
Название учреждения (организации) ГБУК «Республиканский дом народного творчества» |
Контактный телефон: 621904 e-mail: rdnt35@yandex.ru
|
||
Ф.И.О. руководителя: зам. министра культуры РД-директор РДНТ Мугадова Марита Велихановна |
Подпись заявителя __________ Дата________________
Cсылка на фильм
https://www.youtube.com/watch?v=ISQiuUaBd5U