Обряд «Выбор невесты» в Хунзахском районе

Одним из главных направлений культурной политики сегодня является преодоление культурной дезинтеграции страны, формирование культурной среды.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева



Обряд «Выбор невесты» в Хунзахском районе
19 июля 2017

Издавна в Хунзахском районе сложилось множество обрядов и обычаев, связанных со свадьбой, которые одно поколение перенимало у другого. И сегодня хунзахцы бережно относятся к своим традициям. В селе Тлайлух Хунзахского района, в доме, где жил народный поэт Дагестана Абасил Магомед Абасов, был представлен обряд «Выбор невесты». Это был не просто обряд, в котором участвовали артисты-любители и творческие коллективы центров традиционной культуры народов России района, а настоящая свадьба. Магомед и Сакинат решили сыграть свадьбу, соблюдая традиции своих предков. Мероприятие проходило в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. 

Невеста Сакинат надела свадебное платье, в котором выходила замуж еще её прабабушка. Платье как одна из главных семейных реликвий передается девушкам из поколения в поколение по материнской линии. Как рассказала начальник отдела культуры района Джавгарат Кайтмазова, платье сшито из натурального бархата. Его надевают вместе с серебряными украшениями. Пояс с изображением традиционного орнамента был изготовлен гоцатлинскими мастерами специально для невесты Сакинат. «Традиционный свадебный наряд у хунзахцев всегда был неброским, предпочтение отдавалось неярким тонам. Настоящая горянка даже в свадебном наряде должна была проявлять свою скромность. К ювелирным изделиям тоже подходили очень деликатно. Одевалось только серебро, без ярких драгоценных камней», - отметила Д.Кайтмазова.

Обряд «Выбор невесты» - старинный обряд, присущий именно жителям с.Тлайлух Хунзахского района.  Ему предшествовала большая  предсвадебная подготовка. Примерно за месяц до свадьбы молодых официально посвящали в «жениха» и «невесту». Их отныне называли только так, а не по именам. Заранее определялась гастрономическая команда для свадьбы, в состав которой входили взрослые опытные в кулинарии женщины. Они готовили традиционные блюда: хлеб из пшеничной и кукурузной муки, мясо, разные виды хинкалов и др. Мужчины резали баранов, разделывали мясо. Еду готовили на кострах в больших казанах. Таким же образом началась подготовка к свадьбе Магомеда и Сакинат.

Сторона жениха с песнями и танцами пришли в дом невесты.  Но забрать невесту и уйти не получится. Новоиспеченной родне нужно было угадать среди спрятанных под старинными шалями девушек, женщин, бабушек свою невесту. Это было довольно сложно, поэтому с первого раза угадать свою невесту практически не удается. За каждую неудачную попытку сторона невесты определяла наказание в виде песни, танца или денежного штрафа. За первый провал тетя жениха под аккомпанемент бубна исполнила национальную лирическую песню. Второй раз другая тетя жениха, найдя под шалью кувшин, подарила стороне невесте дорогой платок. На третий раз под шалью оказалась женщина в годах. По желанию родственников невесты гости с песнями вышли в танцевальный круг. И только на четвертый раз они, наконец, нашли свою невесту. Началось всеобщее веселье.

В комнату занесли сундук, в котором среди подарков обязательно  должны быть национальные платки. Семью платками покрыли невесту. Этот древний ритуал должен был уберечь её от сглаза. После этого свадебная процессия вместе с невестой отправилась в дом жениха. Родственники, идущие за невестой, несли подносы с традиционными угощениями,  приданое невесты: сундук, одеяла, подушки, зеркало и др.

Праздничную процессию сопровождали музыканты: зурначи, барабанщики, пандуристы. Женщины, аккомпанируя на бубнах, исполняли  народные песни. Во дворе невесты, а потом и по дороге, устраивались танцы. Хореографический ансамбль «Акаро» районного Центра традиционной культуры народов России представил старинный  хунзахский танец. Вместе со взрослыми в национальных одеждах танцевали дети.

По дороге свадебной процессии несколько раз преграждали дорогу.  Молодые парни требовали выкуп. Их угощали бузой, хлебом, халвой, по их требованию пели  и танцевали. Таким образом невесту провожали в ее новый дом.

Жених в это время тоже находится в ожидании свадьбы. Он готовит свой традиционный свадебный наряд в окружении друзей, которые шутят, веселятся, помогают и подбадривают жениха. Ведь на следующий день состоится большая свадьба с приглашением всех родственников и друзей.

Молодоженам, Магомеду и Сакинат, мы желаем здоровья, благополучия и большого семейного счастья. Традиционный свадебный обряд  оставит не только в их сердцах яркие эмоции, но и, несомненно, подарит знания об обрядах и обычаях их сверстникам и подрастающему поколению.


Галерея